История соревнований "Буран-Дей"

ПревьюВД3.jpg Историческая справка об истории гонок на снегоходах "Буран" подготовленая к выставке "История соревнований Буран Дэй".

 

В тундре снегоход - самое надежное транспортное средство, неутомимый помощник оленевода, рыбака и охотника. Еще в 70-е годы наш округ стал первым полигоном для испытаний снегоходов "Буран". При численности населения в 48 тысяч человек за это время в округе было продано более 14 тысяч "Буранов". Без снегохода не обходится, пожалуй, ни сельская семья, ни промысловик, ни фермер.

В 1973 году в рамках конверсии оборонных предприятий в Рыбинске на авиамоторном заводе был выпущен первый отечественный серийный снегоход «Буран». И практически сразу же в нашей стране начались попытки развивать снегоходный спорт. Разработав первый отечественный снегоход, было бы глупо думать, что его не опробуют спортсмены. Так и случилось. Причем первые гонки на «Буранах» прошли в год его рождения. В 1973 году на первых серийных экземплярах гонки устроили заводские испытатели. Следующим шагом стала проверка надежности нового транспортного средства. Ведь создавался он для работы в суровых условиях русской зимы и еще более сурового Крайнего Севера. Посему руководством предприятия было принято решение в конце марта 1974 года провести пробег Рыбинск-Воркута, куда собственно и планировалось поставлять снегоходы. Пробег испытательно-рекламный: технику проверить в реальных условиях, да и себя показать северянам. Испытания подтвердили надежность русских снегоходов. Причем не только для работы, но и для активного отдыха и спорта. Обратимся к нашей истории. После успешного испытательного пробега, о котором я рассказал выше, новым для нашей страны транспортным средством заинтересовался журнал «За рулем», и было решено организовать соревнования на призы журнала. Уже в 1975 году прошли первые гонки. Участвовали представители авиазаводов из Дубны, Химок и Рыбинска. Каждый год менялись города проведения соревнований, чтобы охватить как можно большую аудиторию потенциальных заказчиков. «Буран» к тому времени получил меткое прозвище «утюг», и зрители были в полном восторге, когда такие с виду неказистые машинки гоняли по трассе, да еще и прыгали. Со временем число клубов возросло, и гонки становились не только популярными, но и весьма представительными. Это не могло пройти мимо официальных лиц государства, и вскоре ЦК ДОСААФ решил взять эти гонки под свое крыло. Был образован Комитет по снегоходному спорту.

В 1989 году в Дубне состоялся 1-й чемпионат России по кроссу на снегоходах. Победителями в тех гонках стали два брата из города Ивантеевка: Лифанцев Сергей (класс 350 см3) и Лифанцев Константин (класс 640 см3). С этого времени гонки проводятся ежегодно в разных городах.

Кризисы начала 90-х сильно отразились на соревнованиях. Технику перестали покупать, команды старались, как могли, но тогда было тяжело всем. И тут за снегоходы и снегоходный спорт вступились нефтяники. Чемпионат ожил, но случилось то, что серьезнейшим образом повлияло на развитие снегоходного спорта в России. Обладая большими финансовыми возможностями, нефтяные компании начали привозить зарубежную технику, приглашать иностранных профессиональных гонщиков. За ними стали подтягиваться другие команды. Это привело к тому, что уже на 3-м чемпионате в 1993 году пришлось разделять классы на «свободный» и «отечественный», но уже в 1995 году на 7-м чемпионате «Бураны» не участвовали - все команды перешли на более современную спортивную технику.


Женский_заезд_1998_г.jpgОднако гонкам на снегоходах «Буран» суждено было возродиться, и произошло это в Ненецком автономном округе. В конце 70-х годов гонки на снегоходах "Буран" впервые включили в программу праздника «Северное сияние». Но участников было немного, трасса - короткая, а самое главное, финансовое обеспечение соревнований не позволяло сделать их интересными и зрелищными. Так что точкой отсчета традиционных окружных гонок на «Буранах» можно считать 12 апреля 1997 года, когда под патронажем депутата Государственной Думы РФ А. Н. Чилингаровым прошли первые гонки на снегоходах «Буран» на призы Героя Советского Союза Артура Чилингарова. На старт, в районе Качгортской курьи, вышли 90 участников. Трасса проходила вокруг города Нарьян-Мара и состояла из 6 кругов общей протяженностью 50 км. До финиша дошел лишь каждый третий из тех, кто стартовал. На снегоходе под № 99 выехал на старт глава округа В.Я. Бутов. Общий старт при таком количестве участников привел к неразберихе во время финиша. Гонщики, занимающие лидирующие позиции, ушли на лишний, седьмой, круг. Однако впоследствии судьи разобрались в сложившейся обстановке и вынесли единственно верное решение. Победителем гонки стал Олег Филиппов, далее места распределились в следующем порядке - Александр Константинов, Василий и Николай Скопины, Александр Марков и Виктор Татаревич. Приз за первое место – снегоход «Поларис», а занявшим второе и третье места досталось по с/х «Буран». Было много и поощрительных призов: телевизор, запчасти... Главными спонсорами соревнований выступили нефтяные компании «Тоталь», «Амоко», «Коноко» и местные предприниматели ПКФ «Сэр Варк», кооператив «Буран» и ЧП «Белые ночи».

С тех пор гонки на снегоходах стали в нашем округе традиционными. В 1998 году в них приняли участие 106 человек. Среди стартовавших были спортсмены из Уфы, испытатели Рыбинского мотостроительного завода. Гонки проводились два дня. В первый день проведены отборочные заезды по 20 км; во второй день соревнований - финальный заезд на 50 км. Лидером стал Василий Попов из деревни Макарово, второе и третье место у гонщиков из Нельмин-Носа Семена Явтысого и Михаила Талеева.

Начиная с 1999 года гонки на «Буранах» вышли на другой уровень. Учитывая положительный опыт проведения гонок 1998 года по заездам, организаторы, свели к минимуму риск получить травмы участниками соревнований во время старта. Выявление победителя среди мужчин проходило в три отборочных этапа, 30 спортсменов, показавших лучшее время участвовали в заключительном заезде на 50 км. Программа мероприятий стала шире: во-первых, у женщин появилась возможность проявить себя в гонках на «Буранах»; во-вторых, для зрелищности были организованны состязания на оленьих упряжках. В перерывах между основными заездами гонок прошли соревнования женских и мужских команд из руководителей предприятий округа и города.

Заезд_на_самодельной_технике._Фото_Г.С._Кожевина_2004_г.jpg2000 год был весьма насыщенным на события. В этот год помимо традиционных гонок на кубок Героя Советского Союза Артура Чилингарова прошло еще несколько соревнований. В округе появилось две сборные команды, которые участвовали в чемпионате России в Рыбинске. Один из гонщиков, Василий Попов, стал победителем в заездах на снегоходах «Буран». В Нарьян-Маре с это года гонки стали проходить по международным правилам, и прибывший на чемпионат округа Александр Галепо, член Российской федерации по снегоходному спорту, отметил высокий уровень проведения соревнований. 16 апреля состоялась «Гонка сильнейших». В соревновании принимали участие призеры ралли «Буран – Печора - 2000» и команда «Рыбинские моторы». Для наших гонщиков это было серьезным испытанием. В первых двух заездах лидировал Вадим Мачульский – капитан команды гостей. Однако в финальном, решающем, заезде Василий Попов вырвал победу у капитана команды «Рыбинские моторы». В 2000 году в программе проведения гонок на снегоходах «Буран» появился заезд ветеранов (участники старше 55 лет). В программе чемпионата округа в 2001 г. гонки на оленьих упряжках стали проводить как среди мужчин, так и среди женщин. Кроме того, в 2001 и в 2002 гг. для того чтобы разнообразить мероприятие зрители могли понаблюдать за соревнованиями лыжников. В 2003 году в программу чемпионата включены заезды на одногусеничной технике отечественного производства, показательные выступления на самодельной технике, и гонки на собачьих упряжках. 2004 год был рекордным по многим показателям. Во-первых, в соревнованиях приняло участие рекордное количество спортсменов. Только гонщиков на оленьих упряжках приехало 72 участника в том числе 51 мужская и 21 женская оленья упряжка. Кроме того был организован заезд юниоров, руководителей предприятий и органов власти округа.

В весенние месяцы (март, апрель) жители Нарьян-Мара и нижнепечорских деревень могли в полной мере ощутить дух соперничества не только среди спортсменов-гонщиков, но и среди населенных пунктов. Состязательный момент присутствовал и среди организаторов соревнований. Дело в том, что начиная с 2000 и до 2004 года в противовес гонкам, проводимым на призы Героя Советского Союза Чилингарова А.Н., Глава администрации округа Бутов В.Я. организует чемпионат округа и снегоходное ралли. Подготовкой этих мероприятий, как правило, занималось Управление по физической культуре, спорту и туризму Ненецкого автономного округа. Подготовка же соревнований на призы Чилингарова возлагалась на Администрацию города Нарьян-Мара и Союз геологов и нефтяников Севера. Среди населения появились неофициальные названия соревнований «Чилингаровские» и «Бутовские». При формировании списка участников соревнований на призы Чилингарова А.Н. учитывались достижения на снегоходном ралли текущего года и чемпионата, и победители этих соревнований могли принимать участие в гонке, но уже вне конкурса.

Следует отметить, что снегоходное ралли «Буран-Печора 2004» проводились на призы А.Н. Чилингарова. Таким образом, в этот год, проведено два мероприятия в отличие от предыдущих сезонов. Вероятно, это было связано с тем, что Артур Николаевич не смог вовремя прибыть и организовать проведение соревнования в связи с трагическими событиями в г. Архангельске (взрыв бытового газа в подъезде жилого дома по ул. Сов. Космонавтов).

В 2005 году также проходило два мероприятия. Снегоходное ралли и Чемпионат округа по снегоходному мотокроссу по программе спортивных игр «Северное сияние» на призы героя Советского Союза А.Н. Чилингарова. С 2005 года «Бутовские» гонки не проводятся.

Начиная с 2000 года соревнования широко освещаются местными и федеральными средствами массовой информации. Так в 2001 г в Нарьян-Мар прибыли журналисты ОРТ, газеты «Московский комсомолец», журнала «Вэлком». Корреспонденты радиостанции РДВ на протяжении всего праздника вели свои репортажи в прямом эфире с места событий.

За всю историю гонок место под проведения соревнований менялось три раза. Первые гонки (1997 - 1999 гг) проводились в районе Качгортской курьи. В 2000 году соревнования были перенесены в район Кармановской курьи. С 2001 по 2003 год гонки проводились либо на пустыре у школы № 1, либо на Кармановской курье. Вскоре пустырь был застроен, и с 2004 года Кармановская курья стала традиционным местом проведения соревнований. Выбору места проведения соревнований всегда уделялось много внимания. Правильно выбранное место и проложенная трасса – залог зрелищности мероприятия, безопасности гонщиков и зрителей. Разумеется, всегда свои коррективы вносила погода. Так в 2001 году для проведения окружного чемпионата выдался на редкость теплый день. В результате трасса не выдержала нагрузки и после женского заезда препятствия в виде ям превратились в рытвины. Во время одного из заездов на первой сотне метров после старта, лучший гонщик округа Василий Попов из Макарово получил серьезную травму позвоночника и был вынужден проходить курс лечения в одной из Московских клиник. Еще один курьезный случай произошел в том же году, но уже на гонках на призы А.Н. Чилингарова. Тогда, во время женского заезда «Буран» одной из участниц вылетел с трассы на бордюр и травмировал 15-летнюю зрительницу. Гонки на снегоходах – спорт довольно травмоопасный, поэтому, как правило, обязательным условием участия в гонках является наличие страховки, свидетельства (разрешения) на управление снегоходом, медицинской справки.

Финансирование гонок осуществлялось из окружного бюджета. Кроме того, активно привлекались средства спонсоров. Эти деньги, в первую очередь, покрывали расходы, связанные с приобретением призов. За все время существования гонок, призы были значимыми, и это было хорошим стимулом к участию в соревнованиях. Самым рекордным по стоимости и весомости призов победителям и призерам соревнований был 2003 год. Тогда победители (жители д. Макарово) получили в качестве главных призов автомобили. Алексей Хаймин стал обладателем корейского внедорожника «Киа Спортридж», а Лариса Попова – победительница гонок среди женщин - получила в подарок отечественный автомобиль «Нива». В том же году Василий Попов - победитель Ралли «Буран-Печора 2003» получил в качестве приза автомобиль «Нива». За вторые и третье места в этот год вручались снегоходы «Тайга» и «Буран». В последующие годы в качестве призов победители и занявшие 2-3 места получали снегоходы производства ООО «Русская механика» и лодочные моторы, в качестве поощрительных призов - бытовая техника.

Количество участников за всю историю существования соревнований было разным. Впервые годы проведения наблюдается положительная динамика. Если изначально главные призы соревнований обнародовались, то начиная с 2003-2004 гг., организаторы сохраняли интригу до процедуры награждения. С 1997 года до 2005 года в среднем в соревнованиях ежегодно принимали участие около 100 спортсменов в мотокроссе и порядка 50 – 60 гонщиков в снегоходном ралли. В первые годы были часты поломки «Буранов» на трассе. Однако впоследствии спортсмены стали более серьезно подходить к подготовке техники. С 2006 года наблюдается определенный спад в количестве желающих принять участие в соревновании. В 2005 году заявок на оленьи гонки было подано в 2 раза меньше чем в 2004. Оленеводы не решились перегонять оленей за сотни километров, тем более, что в этот год были отменены поощрительные призы.

С 2008 года гонки на снегоходах «Буран» были вынесены за рамки праздника «Северное сияние», и в 2008, 2009 годах носили статус окружного праздника. Дело в том, что в 2008 году происходит сложный и болезненный процесс передачи части полномочий в Архангельскую в том числе и в области спорта.

Старт_мужского_заезда._Фото_Кожевина_5136_в.ф._2009г.jpgВ 2009 году произошли кардинальные изменения в подготовке и проведении соревнований. На встрече в Москве делегации округа с заместителем Министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Геннадием Алешиным глава НАО Игорь Федоров поднял вопрос о возможности выведения нашего спортивного праздника — гонок на снегоходах «Буран» на межрегиональный, а в перспективе и на международный уровень. В свою очередь, Алешин предложил включить проходящие в округе гонки в единый календарный план спортивных мероприятий на территории РФ. По окончании гонок 2009г. Глава округа принял решение сделать работу оргкомитета гонок постоянной.

В 2010 году гонки на снегоходах получили название «Буран-Дей 2010», и статус первых Всероссийских соревнований на снегоходах на территории Ненецкого автономного округа. При поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, а также Мотоциклетной федерации России соревнования введены в Единый календарный план на 2010 г.

В 2010 году организаторы соревнований постарались сделать гонки еще более разнообразными и интересными для участников. В программе соревнований были: двухкилометровый кросс среди мужчин на снегоходах «Буран», дрэг рейсинг, кросс на 2000 метров среди женщин, ветеранов, международный заезд и гонки на оленьих упряжках.

Победителем «Буран-Дея 2010» среди мужчин стал Игорь Кожевин из поселка Тельвиска; лучшая гонщица среди представительниц прекрасного пола - Анна Христолюбова из села Лабожское; лучшим среди ветеранов стал Андрей Попов из д. Макарово; в номинации дрэг-рейсинг победу одержал Михаил Кренс из Тельвиски, а в международном заезде всех поразил и победил спикер окружного Собрания депутатов Игорь Кошин. В самых традиционных для Ненецкого автономного округа гонках на оленьих упряжках лучшим стал Фёдор Выучейский из посёлка Нельмин Нос (родовая община Вы Ту).

В 2011 году соревнования были проведены в юбилейный 15 раз и второй раз в статусе Всероссийских. Перед участниками «Буран-дей – 2011» с приветственным словом губернатор Ненецкого округа Игорь Фёдоров. В программу соревнований 2011 года входило несколько заездов (кросс среди женщин, кросс среди мужчин, заезд ветеранов, гонки на оленьих упряжках, международный заезд на утилитарных снегоходах, показательный заезд самодельной техники). Открывал программу гонок герой России Артур Чилингаров, давший старт первому заезду – кроссу на снегоходах «Буран» среди женщин.

Второй год подряд победителем «Буран-Дей 2011» в мужском заезде стал Игорь Кожевин. В женском заезде победу одержала Анна Христолюбова. В заезде ветеранов победу одержал Василий Шевелёв, а в заезде утилитарных снегоходов первенствовал Михаил Артемьев.

За небольшой период существования соревнования, гонки на снегоходах завоевали огромную популярность среди жителей округа. Сложно отыскать человека, который бы не назвал фамилии лучших спортсменов, которые из года в год завоевывают призовые места и одерживают победы. Семья Поповых из д. Макарово на протяжении всего времени существования гонок находится в лидирующих позициях. Глава семьи, Василий Васильевич, начиная с 1998 по 2000 год являлся победителем гонок, однако после полученной травмы некоторое время не выходил на старт. Его сын Алексей уже в 2001 году подержал семейные традиции и стал первым в гонках на призы А.Н. Чилингарова. Жена лучшего гонщика так же неоднократно завоевывала призовые места, а в 2002 и 2003 году была победителем. Неоднократно становился победителем еще один житель Макарово Алексей Хаймин. Участник гонок с 1998 года, житель поселка Нельмин-Нос Семен Явтысый неоднократно входил в тройку призеров соревнований, а в 2006 году одержал победу. Так же нужно отметить гонщиков Сергея Стремоусова (пос. Красное), Михаила Плашкина (г. Нарьян-Мар), Михаила Талеева (пос. Нельмин-Нос), Василия Рочева (д. Каменка). Среди женщин наибольшее количество раз одерживает победу Анна Христолюбова из д.Лабожское. С 2001 года она становилась победителем 5 раз и неоднократно была в числе призеров.

Ралли «Буран-Печора»

Ралли на снегоходах «Буран-Печора» проводились с 2000 по 2005 год по населенным пунктам, расположенным по берегам реки Печоры. Первые два года маршрут гонки пролегал через населенные пункты, расположенные по течению реки выше Нарьян-Мара. 9 апреля 2000 года жители Нарьян-Мара, Устья, Пылемца, Лабожского, Великовисочного, Каменки, Хонгурея, Оксино и Макарово впервые стали свидетелями еще одного яркого спортивного зрелища - однодневного снегоходного ралли «Буран - Печора – 2000». Именно через эти населенные пункты прошел маршрут спортсменов, которые решились на своем снегоходе преодолеть 170 км. Женщины в этот день боролись на 30-километровой дистанции: Нарьян-Мар - Тельвиска – Макарово - Искателей - Нарьян-Мар. В 2002 - 2005 гг. старт состоялся в районе морского порта. Ралли проходили в 6 этапов через населенные пункты, находящиеся по течению реки ниже Нарьян-Мара. Маршрут гонок Нарьян-Мар - Андег - Нельним-Нос - Андег - Красное - Куя - Нарьян-Мар. Общая протяженность трассы около 140 км.

5135.22_5._Фристайл-шоу._Фото_А.Г.Людвига_2012г.jpgС 1997 года гонки на снегоходах в Нарьян-Маре проходят ежегодно. Пятнадцатый раз гонщики выйдут на старт 26 марта 2011 года. В этом году место соревнований перенесено с Кармановской курьи в Качгортинскую, где проходили первые соревнования. Перспективность праздника «Буран-Дей» неоспорима. Небольшая по времени, но богатая история спортивного праздника дала опыт честной борьбы и побед, заложила традиции. Ежегодно меняется программа соревнований, повышается значимость. Сегодня «Буран-Дей» это не просто соревнование, где победители получают призы. Это яркое, красивое зрелище. Соревнования находятся в стадии развития и совершенствования, а их энергичный дух стал частью имиджа Ненецкого автономного округа.

Хозяинов Иван Васильевич

Заведующий отделом истории 

Фото из фондов музея

2011 год 

Литература.

  1. Фомин В. Гвозди бы делать из этих людей //НВ. 1997. 22 апреля. С.3.

  2. Снежные вихри «Буранов» //НВ. 1998. 14 апреля. С.1.

  3. Фомин В. За «Бураном» не угнаться //НВ. 1998. 12 марта. С.1.

  4. Фомин В. За «Буран6ом» птице не угнаться //НВ. 1999. 20 апреля. С.2-3.

  5. Фомин В. Праздник спорта //НВ. 1999. 6 апреля. С.1.

  6. Торцева Г. Игры в этом году юбилейные //НВ. 1999. 24 марта. С.1.

  7. Ударим «Бураном» по бездорожью //НВ. 1999. 1 апреля. С.3.

  8. Фомин В. Праздник удался //НВ. 2000. 5 мая. С.1.

  9. Торцева Г. Праздник спорта для всех //НВ. 2000. 26 апреля. С.2.

  10. Киселев Е. Фотоинформация //НВ. 2000. 25 апреля. С.1.

  11. Терлецкая О. Событие выходного //НВ. 2000. 18 апреля. С.1.

  12. Вера в победу – в крови у северян //НВ. 2000. 14 апреля. С.1.

  13. Людвиг А. Репортаж выходного дня //НВ. 2000. 19 апреля. С.1.

  14. На призы Героя //НВ. 2000. 7 апреля. С.1.

  15. Когда призы огорчают //НВ. 2001. 25 апреля. С2.

  16. Бычихин С. На старт, внимание, марш! //НВ. 2001. 25 апреля. С.2.

  17. Артёмов И. «Бураны» уступают дорогу весне //НВ. 2001. 24 апреля. С.4.

  18. Василий Попов жив и скоро будет здоров //НВ. 2001. 11 апреля. С.1.

  19. Бычихин С. Событие выходного дня //НВ. 2001. 10 апреля. С.1.

  20. Бычихин С. Зажигательные старты //НВ. 2001. 4 апреля. С.1.

  21. Вниманию жителей города и округа ! //НВ. 2001. 28 марта. С.1.

  22. Торцева Г., Дуркин М. Гонки на призы героя удались на славу //НВ. 2002. 9 апреля. С.1,4.

  23. Бычихин С. «Северное сияние – 2002» //НВ. 20002. 2 апреля. С.1.

  24. Бычихин С. «Бураны» на трассе //НВ. 2002. 26 марта. С.1.

  25. Томилова Е. Буран – Печора – 2002 //НВ. 2002. 19 марта. С.2.

  26. Официальный отдел //НВ. 2002. 15 марта. С.3.

  27. Томилова Е. Близится старт //НВ. 2003. 14 марта. С.1.

  28. 29-марта – гонки на «Буранах» //НВ. 2003. 28 марта. С.1.

  29. Дуркин М. Ну, макаровцы, даёте!!! //НВ. 2003. 1 апреля. С.1.

  30. Аристов А. Азарт (стихотворение) //НВ. 2003. 2 апреля. С.8.

  31. Шульгина Е. Трасса отдыха не знает //НВ. 2003. 8 апреля. С.1.

  32. Бычихин С. И каждому нужна своя победа! //НВ. 2004. 23 марта. С.2.

  33. Котовская О. Конечно, Вася! Ну кто его не знает? //НВ. 2004. 1 апреля. С.6.

  34. Бычихин С. Дух гонок будоражит кровь //НВ. 2004. 6 апреля. С.1.

  35. Николаева Е. Праздник удался. Всем спасибо! //НВ. 2004. 8 апреля. С.1.

  36. Бычихин С. На «Буранах», на оленях, на собаках…//НВ. 2004. 9 апреля. С.3.

  37. Бычихин С. И это всё – о «Северном сиянии» //НВ. 2004. 20 апреля. С.7.

  38. Ханзерова И. «Ты» по ненецки ОЛЕНЬ (гонки на оленьих упряжках) //НВ. 2005. 30 марта. С.1.

  39. Бычихин С. А за спиною – снежный вихрь! //НВ. 2005. 30 марта. С.2.

  40. Загальский В. Самое то! //Выбор НАО. 2005. 8 апреля. С.1.

  41. Загальский В. Сердцам не хочется покоя //Выбор НАО. 2010. 1 апреля. С.3.

  42. Оргкомитет по проведению чемпионата… //НВ. 2006. 23 марта. С.3.

  43. Пора седлать коней железных //НВ. 2006. 25 марта. С.5.

  44. Вологжанинов А. «Бураны» мчались сквозь буран //НВ. 2006. 28 марта. С.1.

  45. Владов А. Традиции мастерства и смелости //НВ, 2008. 1 апреля. С.1.

  46. Кураева С. Весна идёт… весне дорогу //НВ. 2008. 12 апреля. С.1.

  47. Новый поворот, и мотор ревёт! //НВ. 2007. 5 апреля. С.1.

  48. Ханзерова И. , Кураева С. Летят «Бураны» словно стрелы //НВ. 2009. 7 апреля. С.1,2.

  49. Ханзерова И. От «Буран-дея» до «Буран яля» //НВ. 2010. 15 апреля. С.1.

  50. Руднев А. Старт российского масштаба //НВ. 2010. 30 марта. С.1,2.

  51. Залогин В. От зеленой ракеты до международного заезда //НВ. 2010. 25 марта. С.3.

  52. Залогин В. В гостях у фаворитов //НВ. 2010. 18 марта. С.1.

  53. Волков А. «Буран-Дэй» - 2011. Первая серия //НВ. 2010. 23 ноября. С.1.

  54. Волков И. «Буран – Дей» по-всероссийски. //НВ. 2011. 31 марта. С. 1-2.

  55. Буран-Дей 2011: Праздник снежных скоростей и отличного настроения.//Люди летают. 2011. № 4. С. 70-73.

  56. Пятнадцатый кубок Артура Чилингарова.//Выбор НАО. 2011. 1 апреля. С. 8-9.