Степан Писахов и Крайний Север

_Писахов_Степан_Григорьевич._В_мастерской_художника.1930_г._Фото_Курилова_С.В.jpg   140 лет назад 25 октября родился Степан Григорьевич Писахов. В честь юбилея известного писателя-сказочника, художника и этнографа мы публикуем статью зав. отделом этнографии и регионального искусствоведения Ненецкого краеведческого музея Ларисы Прокопьевны Латышевой «Степан Писахов и Крайний Север».

   Степан Писахов рос в атмосфере староверческих правил жизни. Знакомство с песнями, псалмами и духовными стихами, народной поэзией давало уму особое направление. О причастности своей к «роду староверскому» Писахов никогда не забывал и в знак уважения к религиозным воззрениям своих предков написал с натуры этюд, а затем картину «Место сожжения протопопа Аввакума в Пустозёрске» (1911 г.).
   В письмах литературоведу В.И. Малышеву в 1951 году описал увиденное в Пустозерске: «Кругом места сожжения – кладбище. Ветры сдували песок и сдували истлевшие, пересохшие домовины, обнажались костяки, черепа, иногда откатывались, а староверческие кресты (серебряные, медные литые) лежали на груде костяков. Часть черепов и крестов были заботливой рукой собраны у креста, тут же были собраны и кресты».
   Летом 1905 года Писахов начинает путешествовать и уезжает на Новую Землю, в становище Малые Кармакулы на этюды. Великая красота Заполярного Севера потрясла и околдовала художника. Впечатления от этой поездки составляют основу его очерков о Новой Земле. Тогда же Писахов впервые увидел камнеломки: пробивавшиеся между камней красные листики на тонких стебельках, как пятна крови, покрывали камни. Долгие годы художник будет возвращаться к этому образу, удивляясь жизнестойкости камнеломок.
   Здесь он не расстается с мольбертом. С сочувствием относится к ненцам — добрым, наивным и бесхитростным обитателям Новой Земли. Писателя поразили их сказки про людей, «которые только любят и не знают ни вражды, и ни злобы… Если они перестают любить, сейчас же умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса».
__Слева_направо_-_С.Г._Писахов_Е.С._Коковин_И.К._Тыко_Вылка._Конец_1950-х_годов.jpg   Знакомится с Ильей Константиновичем (Тыко) Вылка. «Оставил я Вылко краски, - писал Степан Григорьевич Писахов, - а на просьбу научить сказал, что мы, приезжие, не знаем Новую Землю, как он знает, что без нашей указки он лучше сделает…»
   Так писал о его творчестве: «Работы Вылки поразили меня своей "неровностью", в них удивительно сочетается детская неумелость и сила, полнозвучие и утонченность европейских мастеров. Откуда у него это! (…) Картины Вылки меня поразили глубоким пониманием полярного пейзажа. Картины были исполнены карандашом и акварелью. Исполнение было неровное. Рядом с утонченнейшими акварелями, напоминающими работы лучших мастеров, были резко набросанные черные горы, скалы. В них надо было вглядеться, смотреть надо было иначе, чем на обычные, привычные глазу пейзажи».
   Особенно Писахову нравилась его «Жонка ловит рыбу» за непосредственную передачу увиденного: мягкие линии невысоких гор обступили залив, лодка, ряд поплавков, рыбачка наклонилась над сетью. И «Ночь летом» — с маленьким островком, тихой водой, легкими розовыми облаками.
   В 1907-1909 гг. путешествовал по Карскому морю, Печоре, Пинеге и Белому морю. Из поездок по Пинеге и Печоре привез 2 цикла: «Северный лес» и «Старые избы». «Старые избы» — небольшая часть огромной работы, проделанной Писаховым для увековечения памятников северной архитектуры.
   Один полярный исследователь написал: «Кто побывал в Арктике, тот становится подобен стрелке компаса — всегда поворачивается на Север».
   Посещение Арктики становится для Писахова жизненной потребностью, только на Новой Земле он побывал не менее шестнадцати раз. На Крайний Север его влекло до глубокой старости. Свою последнюю поездку в Арктику Степан Григорьевич совершил летом в 1945 году.
   Самыми памятными поездками Писахов считал плавание в 1906 года по Карскому морю на корабле «Св. Фока», участие в 1914 году в поисках экспедиций Седова, Брусилова, Русанова, исследование земли саамов, присутствие при основании первых станций радиотелеграфа на Югорском Шаре, Маре-Сале и острове Вайгач (1912, 1913 гг.), участие в 1920 г. в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру. Всё увиденное запечатлел в пейзажах, которые выставлялись в Архангельске, Петербурге, Москве, Берлине, Риме.

_Писахов_С.Г._Старый_дом_в_деревне_Устье_близ_Пустозерска.1911_год._Фото_из_свободных_источников.jpg_Писахов_С.Г._Старый_дом_в_селе_Великовисочном_на_реке_Печоре._1911_г._Фото_из_свободных_источников.jpg

Латышева Л.П.
Зав. отделом этнографии и
регионального искусствоведения
ГБУК «Ненецкий краеведческий музей»