О музеях НАО, живом общении и причинно-следственных связях

_Меньшакова_Елена_Геннадьевна_-_директор_Музейного_объединения_НАО.jpg

   В Ненецком округе завершилась реорганизация музеев. В результате в сфере культуры появилась новая организация – Музейное объединение Ненецкого автономного округа. Об этом и не только читайте в интервью с его директором Меньшаковой Еленой Геннадьевной.

   Елена Геннадьевна, практически нигде не говорят, но недавно в Ненецком округе появилось новое учреждение культуры – «Музейное объединение Ненецкого автономного округа» - и вы стали его директором. Что оно из себя представляет?

   Завершение реорганизации государственных музеев Ненецкого автономного округа пришлось на 26 марта и практически совпало с объявлением режима особой готовности из-за распространения коронавируса в России. Видимо, поэтому данное событие осталось незамеченным средствами массовой информации, да и мы, занятые решением вновь возникших в связи с этим проблем, были вынуждены отложить ненадолго его освещение.
   Государственное бюджетное учреждение культуры «Музейное объединение Ненецкого автономного округа» - это новое юридическое лицо, под эгидой которого продолжат деятельность оба государственных музея региона. Фактически в регионе остаются работать два музея, но музей-заповедник в статусе филиала и, согласно нормативам Министерства культуры РФ, учитывается как самостоятельная сетевая единица.

   Зачем нужно было объединять музеи, и чем новое объединение будет заниматься?

   В современных условиях с достаточно высокими требованиями к организации хранения и учета музейных предметов и коллекций, обеспечения их сохранности, безопасности и обеспечения доступа к ним широкого круга пользователей - перечислять можно долго, этот шаг был закономерен. Соответствие этим требованиям – это серьезные финансовые затраты и напряжение человеческих ресурсов. Гораздо эффективнее, с точки зрения администрирования, не распылять эти функции и финансы по двум учреждениям, а сосредоточить их в одном. Таким образом, у музеев сейчас общие депозитарии (напомню, что у музея-заповедника «Пустозерск» условий для хранения музейных ценностей не было), система учета музейных предметов и музейных коллекций, бухгалтерия, система безопасности и административно-управленческий аппарат.
   Цели музея не меняются и остаются прежними: изучать, сохранять, просвещать и стремиться к тому, чтобы как можно большему количеству людей культурное наследие было доступно. Музей-заповедник «Пустозерск» продолжит изучать, сохранять и популяризировать наследие первого русского города в Арктике. Учитывая богатейший потенциал территории, нам очень хочется надеяться, что именно Пустозерск сможет стать одним из драйверов современного развития региона.

   Два музея для региона – это ведь лучше, чем один? Существовал Ненецкий краеведческий музей, с длинной историей, сложившимся характером, основательностью, а также музей-заповедник «Пустозерск» - музей молодой, подвижный, с иным стилем работы и своей спецификой. Вам не страшно, что в результате получится нечто усреднённое, не жаль терять эту индивидуальность?

   Что касается разных характеров музеев. Характеры определяются не желанием или нежеланием руководства, а спецификой деятельности, поэтому одинаковой она никогда не будет. Работа с богатыми музейными собраниями в стационарных условиях всегда будет отличаться от работы с большой территорией, с объектами культурного наследия на ней вдали от населенных пунктов со сложной доступностью. Но обе эти особенности, дополняя друг друга, могут, на мой взгляд, стать и новым стимулом для развития музейной деятельности в регионе.

   Что такое музей сегодня для региона? Какую роль он играет или должен играть в его жизни?

   Что такое сегодня музей для региона? Визитная карточка, информационный центр по природе, истории, культуре, проживающих здесь народов, место встречи и общения жителей (именно так было до коронавируса). Каким он должен быть? Как сказал Пальс из Музея тропиков города Амстердама: "Музей должен быть местом открытий и мечтаний, воспоминаний и встреч, местом, где еще жива свобода странствий; местом взаимодействий и переживаний, которые можно разделить друг с другом". Прежде всего, нужным жителям. Когда каждый идёт за чем-то своим.

   Последние пару лет в некоторые федеральные музеи очень трудно попасть, музеи Кремля, Эрмитаж, Петергоф переполнены посетителям. Что должно измениться в музеях на периферии, чтобы в них хлынул поток туристов, и нужно ли это? Дойдет ли «музейный бум» до Нарьян-Мара?

   Да, музейный бум действительно имел место до ситуации с коронавирусом в мире. И у этого явления, как у всего, есть две стороны. С одной стороны, потоки посетителей повышают узнаваемость музея, а также его доходы. Но с другой, как мы видим, у музеев в таких условиях растут риски, связанные с обеспечением безопасности музейных предметов и музейных коллекций, а также комфортностью пребывания посетителей. Конечно, во всем мире на посещаемость музеев влияют многие факторы. Как правило, большую роль играют такие, как включение музеев в туристическую инфраструктуру, его "раскрученность", эксклюзивность и качество музейного продукта (коллекций, экспозиций, экскурсий, музейных мероприятий, линейки сувениров и пр.).
   Сегодня сложно, особенно с учетом последних событий, сказать, случится ли в Нарьян-Маре и Ненецком округе музейный бум? Но готовиться к увеличению потока посетителей нужно. Ежегодно мы ощущаем рост числа туристов, особенно это прослеживается по цифрам конца прошлого - начала текущего года, когда авиакомпании ввели прямые рейсы с доступными билетами из Екатеринбурга, Челябинска, Кирова и других городов.

   Музеи сегодня по всему миру достаточно сильно меняются. Вы год назад были в одной из передовых стран в музейном деле – в Нидерландах. Хотелось ли Вам что-то там позаимствовать? И что не понравилось?

   Музеи не могут не откликаться на изменения. Сегодня государственная политика нацелена на поддержку успешных, востребованных институций и их практик, нацеленных на решение проблем жителей территорий. Это мировой тренд. В Европе не выживают те музеи, которые не интересны и не посещаемы. Их просто перестают финансировать, закрывают, а коллекции передаются в более успешные. Это жесткая, но понятная позиция.
   В Европе очень многие экспозиции строятся на включении исторического воображения. Нам не сразу понятно, что это такое. Нас не учили в школе представлять себе прошлое, нас учили фактологии, ответственному к ней отношению, умению выстраивать причинно-следственные связи между событиями. Для меня, как историка и музейщика, более важна глубина и достоверность погружения в территорию и эпоху через комплекс традиционных исторических источников (устных, письменных, вещественных, аудиовизуальных.), а не моё личное ощущение события через чувства и его субъективное представление, которое опирается только на отдельные или некоторые факты. Но как показывает уже и наш опыт (выставка "Нарьян-Мар: культурное бессознательное"), включение воображения тоже интересно использовать в музейных экспозициях. Это нравится людям, открывает какой-то новый, более "живой" что-ли, уровень общения между посетителем и музейным предметом. Но в голландских музеях, особенно исторического профиля, лично мне иногда все-таки не хватало некоторой глубины.

   Вы работаете в музее больше четверти века, за эти годы сильно ли поменялся ваш взгляд на музей и на то, каким он должен быть?

   Я начала работать в музее в начале девяностых. Именно тогда, под руководством Татьяны Юрьевны Журавлевой, были нащупаны базовые основы развития музейного дела в Ненецком округе. Но жизнь меняется, поменялся мир, к музеям сегодня предъявляются другие требования. Музеи должны стать инициаторами социокультурных изменений в регионах, центрами актуальной информации и активной коммуникации. И музеи Ненецкого автономного округа, я более чем в этом уверена, этим требованиям смогут соответствовать.

   Достаточно болезненная ситуация сейчас сложилась для учреждений культуры из-за коронавируса, повлияет ли она на музеи в будущем и, если да, то как?

   Несомненно, ситуация с коронавирусом повлияет, да уже повлияла, на музеи. Это новый вызов, с которым столкнулся весь мир. И мы понимаем, что музеи должны ответить на него. Ответить предложениями новых культурных продуктов для посетителей, находящихся в условиях самоизоляции или карантина, поиском новых мер и способов поддержки местного сообщества в этих непростых условиях. Это требует переосмысления имеющихся ресурсов и возможностей и выстраивания новых механизмов работы.

   Каким вы видите дальнейшее будущее музейного объединения и музеев в Ненецком округе?

   Несомненно, у Музейного объединения Ненецкого автономного округа замечательное будущее. В музеях прекрасные коллекции, сохранены профессиональные коллективы, сотрудники полны идей и готовы к их реализации. Надеюсь, что жители и гости региона и в дальнейшем будут вдохновлять нас своим участием в музейных событиях и проектах.