Из истории формирования персонального фонда С.А. Носова в Ненецком краеведческом музее.

_С.А.__с_правнучкой_Женей._Нач.1980_гг.jpg   10 апреля 115 лет назад родился печорский старообрядческий писатель, переписчик и реставратор древлеправославных книг, наставник нижнепечорских староверов  Степан Анфиногенович Носов.

   В 2017 году Ненецкий краеведческий музей издаст буклет, посвящённый жизни и творчеству этого человека. В юбилейный для писателя месяц мы расскажем о том, как в музее формировался его персональный фонд.

 

 

 

 

 

 

 Из истории формирования персонального фонда С.А. Носова в Ненецком краеведческом музее.

   Имя Степана Анфиногеновича Носова (1902—1981), печорского старообрядческого писателя, переписчика и реставратора древлеправославных книг, наставника нижнепечорских староверов, стало известно широкой общественности благодаря усилиям археографов, и особенно, сыктывкарского ученого-филолога Михаила Васильевича Мелехова.
Появление первых документов и материальных свидетельств об этом неординарном человеке в фондах Ненецкого краеведческого музея произошло благодаря Екатерине Григорьевне Хозяиновой, внучке С.А. Носова, члену «Общества краеведов», давнему другу нашего музея. Именно Екатерина Григорьевна познакомила автора этих строк с дочерьми Степана Анфиногеновича — Пелагеей Степановной и Розой Степановной.
   После посещения дома П.С. Носовой 5 марта 1997 года на временное хранение в музей поступают два богослужебных сборника — рукописные «Книга 9» и «Книга 10», «Канон святому мученику великомученику Георгию», «Из правила келейного», «Стихи духовные», а также папка с не разобранными бумагами С.А.Носова.
Пелагея Степановна разрешает в течение недели просмотреть документы, после чего, 11 марта эти материалы возвращаются владельцу.
Из папки с неразобранными бумагами дочь С.А. Носова спустя два дня, т.е. 13 марта 1997 года, передала по просьбе работников музея на постоянное хранение 18 рукописных документов. Это записи и выписки из богослужебных книг: «Вкратце о постах, среды и пятка по уставам церковным», «Из устава о недели святыя пасхи», «...из устава поморского Выгорецкого Данилова монастыря», «Книга челобитник, Повесть диакона Феодора...», «Записка о порядке служения в старообрядческих часовнях», «Помянник Пустозерского рода», «Славянские числа», «Совпадение по Андрею Цареградскому», «Пояснение непонятных слов в святом писании».

2_Письмо_Носова_С.А._к_Михеевой_М.С.jpg

    Отдельной группой рукописных свидетельств, поступивших в музей в 1997 году, являются письма, записки и наставления Степана Анфиногеновича Марфе Селиверстовне Михеевой от 21 июня 1973 г., Харитине Андреевне Носовой от 27 ноября 1972 г., три письма Фатею Семеновичу Носову (от 19 января 1966 г., 4 декабря 1974 г. и без даты), а также три фрагмента писем неустановленным адресатам, все без начала. Два из них без даты, не имеют концовки: одно начинается словами «На исповеди прямо вопрос поставлен о брадобритии», другое — «Относительно недоразумения Ульяны», третье письмо озаглавлено «По вопросу о поминании», датируется 20 ноября 1976 г.
    В 2000 году, разбирая эпистолярное наследие Носова, мы обратили внимание, что практически ничего неизвестно о корреспондентах писателя. В апреле 2000 года нам довелось встретиться и записать воспоминания Марфы Селиверстовны Михеевой, адресата С.А. Носова, а совсем недавно, разбирая фотографии из старых поступлений музея, удалось обнаружить фотографию еще одного нарьян-марского друга и единоверца писателя — Фатея Семеновича Hocoва.
     К тому времени М.В. Мелехов опубликовал часть писем Носова Ефиму Ивановичу Осташову — своему другу и духовному сыну. Только точно датированных их известно свыше семидесяти. Однако сведениями о самом адресате музей не располагал.
     Мы предприняли попытку связаться с детьми Ефима Ивановича в дер. Медвежка Коми Республики. И получили от них достаточно полную биографию Осташова, а также его фотографию, что для музея несомненная удача, поскольку Ефим Иванович не любил фотографироваться.
    Интересным в коллекции 1997 года является «Описание видения от 23 апреля». Это также часть письма-наставления, адресованная, вероятно, родным. В нем автор описывает свой сон, в котором некий «Иван Васильевич по прозвищу «Калямич» из Усть Цыльмы» дает свое толкование слов Апокалипсиса.
     Вместе с частью архива в музей поступили личные вещи Степана Анфиногеновича — деревянный сундучок с росписью и ключ к нему, резная расписная ложка, химический карандаш, перочинный складной нож и четыре фотографии.

 

3_Ложка_С.А._Носова.jpg

 

    Сундучок с ключом и расписная ложка изготовлены руками С. Носова в начале XX века, в ижемской традиции, в то время, пока семья еще не переехала в Крестовку.
    Переданные в то же время в музей чёрно-белые фотографии датируются последними годами жизни старовера в Среднем Бугаеве Усть-Цилемского района Коми АССР. На двух Степан Анфиногенович запечатлен в своем доме с родственниками (племянницей Дуркиной Анной Елиферовной и Рочевой Ульяной Фоминичной), одна фотография — небольшой портрет С.А. Носова, и групповое фото 1981 года на могиле старообрядческого писателя.
    В 2000 году часть архива отца передала музею на временное хранение переехавшая из Кустаная в Нарьян-Мар дочь С.А. Носова, Роза Степановна. В руках музейщиков впервые оказались оригиналы знаменитых «Видений», «Пояснения к виденному», «Из воспоминания деда Луки Васильевича», «Триодь постная» (фрагмент письма Е.И. Осташову), письмо-наставление Е.И. Осташову и рукописная копия письма Устины Степановны Хозяиновой М.В. Мелихову с изложением родословной семьи Носовых. В сентябре-октябре 2005 года Роза Степановна решается передать эту часть наследия на постоянное хранение.
   Особое место в этом собрании, безусловно, занимает цикл из девятнадцати видений. Известны две рукописи этих произведений. Одна хранится в Усть-Цилемском Новом собрании под № 338 Древлехранилища им. В.И. Малышева ИРЛИ РАН (Пушкинском Доме), другая, более ранняя и полная — в собрании нашего музея.
    Рукопись музея представляет собой небольшую книжицу размером 21,4x15 см, в картонном переплете из зеленой «бархатной» бумаги, по корешку — красная ткань, текст написан фиолетовыми чернилами, заголовки видений — красными чернилами, отсылки к пояснениям — синим карандашом.
    На форзаце рукописного сборника приклеен бумажный карман (16x12 см), украшенный по верхнему краю цветной тесьмой. В нем хранилась небольшая сшитая книжка, написанная поморским полууставом, — «Пояснения к виденному» (14x10,5 см). Именно к ней отсылает старообрядческий писатель в своих видениях.
    Видения — это цикл произведений, созданных в 1967 году. Они объединены образом главного героя и главными темами — спасения души, идеей Страшного Суда над всеми грешниками, мотивом странствия по мукам и специальными авторскими ремарками.
    По мнению Мелихова, «по стилю, темам, интерпретации биографического материала, по свободному обращению с библейскими сюжетами и мотивами из книг Священного Писания эти произведения С.А. Носова близки к произведениям протопопа Аввакума, с творчеством которого он был хорошо знаком и имел текст Жития в своей библиотеке».
    Крайне интересны «Воспоминания деда Луки Васильевича», в которых С.А. Носов воспроизводит рассказ о жизни усть-цилемов в конце XIX — начале XX вв. Описывает по рассказам деда охотничьи промыслы, курные избы, жизнь при лучине, деревянное строительство, первый пароход на Печоре и «первозасельников» цилемских деревень.
    Известно, что за свою жизнь Степан Анфиногенович Носов составил, написал и переплел 22 рукописных сборника текстов религиозного содержания. Два из них — книги №№ 24 и 26 — хранятся в нашем музее. Они были подарены Р.С. Носовой в 2001 году.
   Книги представляют собой рукописные тексты, написанные на листах из школьных тетрадей, размером 21,6х14,5 см и 20,7х14,5 см, объемом 130 и 152 листов соответственно, в картонном и дерматиновом переплетах. Книги содержат выписки из церковной и светской литературы по вопросам веры и истории старообрядчества.
   Вместе со сборниками в персональный фонд поступили четыре фотографии: дореволюционный снимок его отца Анфиногена Лукича, сделанный во время службы на флоте, снимок конца 1940-50-х годов С.А.Носова со второй женой Афимьей Дмитриевной, два снимка последних лет жизни писателя, на одном из которых он запечатлен с внучкой Евгенией.
   В 2005 году собрание музея пополнилось еще одной частью архива С.А.Носова. Однако принесли их к нам отнюдь не родственники старообрядца или его друзья, даже не единоверцы. 73 документальных свидетельства, в том числе выписки из духовных книг, письма, листы старообрядческих книг передала на хранение учитель городской школы № 2 Татьяна Николаевна Бычихина. Она даже не предполагала, что обнаруженные учениками школы в старом доме по улице Заводская, 16, старые пожелтевшие страницы – из архива старообрядческого писателя.
    У музейных работников не возникло никаких сомнений по этому поводу. Во-первых, легко узнавался подчерк Носова, его манера оформления своих записок, стиль изложения, характер выписок и, наконец, присутствие в коллекции письма, датированного 2 февраля 1961 года, Степану Анфиногеновичу от Василия Ивановича Исадченко из Москвы о посылке Носову древней псалтыри.
   Не противоречило этому и наличие среди рукописей, принадлежавших руке Носова, фрагментов старых рукописных и старопечатных книг. Ведь известно, что Степан Анфиногенович занимался реставрацией старых текстов. Подтвердили принадлежность архива Носову и родственники писателя. К сожалению, мы до сих пор не знаем, каким образом часть архива С.А.Носова оказалась в микрорайоне Лесозавод.
    Из всей коллекции наше внимание привлекла «Повесть о прельщении старца от дьявола», написанная между строк ученической домашней работы по русскому языку. Автор слышал ее «от родителей … устно многажды…», но, как он пишет, «Встретить в писании не пришлось». В ней некий старец (монах) польстился на коня. Сел на него верхом, и тот поднял его к небесам. В обличье коня оказался дьявол, который поставил условие: спустит старца на землю только тогда, когда тот нарушит хотя бы один из трех грехов. И предложил на выбор напиться вина, «Совершить блуд или убийство». Старец поразмышлял и выбрал, на его взгляд, меньший – «выпивку вина». А через него совершил и остальные два греха. Мораль повести: грех пьянства рождает «многие грехи душегубительные».
    Любопытно письмо от 12 апреля 1977 года, адресованное одной из дочерей. В нем автор приводит свои видения. Одно из них касается судьбы Нарьян-Мара. «Далее отрывочно виделось по Н-Мару, что деревянных построек не оказалось. Остались одне каменные и те, которые тогда при мне не были, а теперь есть построены. По старым сведениям были о городе высказывания многих людей, что Н-Мар будет строиться и не достроится, погибнет в огне».
    Тогда же, в 2005 году, в дар от Р.С.Носовой поступают в музей написанные поморским полууставом «Пояснения о потопе, по событию смерти дочери Ольги», повествование о местном печорском пророке – «Из бесед Ханзина А.П.», повествование «Старушка Акулина…», а также рукопись «Сон о Павлы дочери».
   Таким образом, персональный фонд печорского книжника, старообрядческого писателя С.А.Носова в Ненецком краеведческом музее формируется уже на протяжении десяти лет из разных источников. Самую многочисленную категорию в собрании насчитывают дары родственников, случайные поступления и немаловажную роль играет планомерное последовательное комплектование фонда сотрудниками музея. Сегодня в составе персонального фонда Носова – 119 предметов документального фонда, из них 101 предмет на постоянном хранении, 13 фото и 5 вещественных памятников.
   Собрание музея позволяет представить Степана Анфиногеновича Носова как разностороннего человека – книжника, старообрядческого писателя, духовного наставника, реставратора, ремесленника, наследие которого требует дальнейшего изучения и осмысления.

Е.Г.Меньшакова – член НРОО «Общество краеведов».
Опубликовано в сборнике материалов «Четвертые Аввакумовские чтения», 2007 г., с.117-122.