В 2018 году музей-заповедник "Пустозерск" выиграл грант компании ПАО "Лукойл" на реализацию проекта "Аввакумовы пёнышки". В рамках проекта музейщики вместе с волонтерами, столяром Тарасом Хозяиновым и скульптором Николаем Вылка привели в порядок памятный знак на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума, изготовили и установили арт-скамейки по маршруту "Большая пустозерская тропа", а также в течении года ежемесячно в сети Интернет публиковали легенды, которые родились в связи с пребыванием протопопа Аввакума в Пустозерске.
Записывал эти легенды на протяжении жизни Владимир Иванович Малышев, известнейший собиратель "печорских старин". Сам археограф писал, что найти предания особых трудов не стоило, даже не смотря на то, что рассказы о казни Аввакума начали собирать еще в XVIII веке, но, во-первых, к XX веку они дошли уже немного в другом виде, а, во-вторых, удалось найти предания ранее неизвестные.
Расправа над Аввакумом и его союзниками Епифанием, Лазарем и Федором (имена их в предании никогда не указываются, они называются или "Аввакумами" или же "товарищи его") назначалась семь раз, по некоторым вариантам четыре и шесть, и каждый раз откладывалась. Происходило это из-за того, что, как только отправляли указ о сожжении, а в Пустозерске начинали готовить сруб для осужденных, царь и царица немедленно заболевали. Посылалась срочная "отмена". Только на восьмой раз казнь состоялась.
Однако Аввакум заранее предвидел свою смерть, зная, что на этот раз ему не избежать смерти, знал также, что и теперь придёт "грамота о помиловании", но уже запоздая. Он, как и остальные, обладал даром пророчества, был исполнен святого духа, зная все наперед (рассказывала Ф.Я. Иванова). Потому, когда пришел новый указ о казни их, Аввакум начал торопить начальников исполнить его, называя себя и соузников "осужденными".
Перед казнью Аввакум отслужил в своей темнице обедню, и "запер книгу" и сказал: "Больше не будет праведной службы, эта была последней" (рассказала Е.И. Шайтанова). Затем раздал своё имущество и книги пустозерцам.
В день казни был большой мороз, какой редко бывал на Печоре (рассказывала М.Я. Павлова). Для казни построили четырехугольный сруб (по другим вариантам трехстенный). Стража охраняла его, боялись "кабы не разнесли", пустозерцы и заключенные любили Аввакума. Войдя в сруб "Аввакумы подняли руки с двуперстным крестом и запели "иже херувимы" (по другим рассказам, псалмы и стихи). Аввакум сказал, обращаясь к своим товарищам: "Ну. Братья, не убойтесь смерти, а убойтесь грехов своих" (поделился Ф.С. Вокуев). Еще один вариант "Не убойтесь смерти, смерть одна, а невинное царство вечное" (рассказывала М.Я. Павлова). Стража медлила разводить огонь, "Аввакумы" торопили её, знали, что все кончено. Собравшийся народ пытался освободить их, но Аввакум остановил: "Не мешайте, мы осуждены" (рассказывал А.Ф. Кожевин).
Когда дрова зажгли и пламя, и дым охватили казнимых, один из них "ахнул" (иногда в рассказах двое или трое). Аввакум же высоко взметнул руку с двуперстным крестом, сначала успокоил малодушного: "Потерпите час - век в золоте будете" (рассказывала Ф.Я. Иванова), а потом крикнул собравшемуся народу, чтобы он не отступал от старины во избежание всяких бед и нечистей. Эти слова передаются рассказчиками весьма разнообразно, но смысл их - держаться за старину, всегда сохраняется.
"Православные христиане, не отступайтесь этого креста, и век не погибните" (Ф.Я. Иванова)
"Православные, молитесь так и будете всегда сыты и богаты" (А.С, Марков). Измена же грозит гибелью Пустозерску и всему свету: "Погибель Городку будет после того, как его три раза переметёт песком и придет она с моря".
"Держитесь креста истинного и не будет ваше место погибельно" (Е.И. Шайтанова)
"Молитесь так и век будете живы" (М.Н. Попов). Держащим же двуперстный крест протопоп обещал вечное блаженство.
Во время казни Аввакума "со товарищи" из пламени поднялись три голубя (иногда в рассказе пустозёры голубей заменяли тремя лебедями) и улетели ввысь. Это души сожженых были взяты на небо. Душа четвертого, дрогнувшего перед огнем, не удостоилась такой чести.
В одном из вариантов, тройка храбрецов во главе с Аввакумом живыми ("в своём образе") поднялись на небо (рассказал П.Г. Чупров). По другим вариантам, "страдальцы" вознесены на небо были в виде белых столбов дыма (М.С. Спирихин, А.М. Сумароков).
Известная сказительница Маремьяна Голубкова рассказывала, что "Когда жгли Аввакума, то с ним было еще двое, эти сгорели и от них одни головёшки остались, а от Аввакума ничего не осталось. Он белым облаком унесся в небо. На том месте, где нашли их, был поставлен крест. Корень то сгнил, а верхушка его свалилась. За двести лет стоял. Так старушки сказывали".
Гонец с помилованием чуть-чуть не застал Аввакума живым, в одном из преданий уже "до озера доехал (по рассказам Ф.С. Вокуева), в другом - находился всего "за две версты", когда завершилась казнь (рассказывал М.С. Спирихин).
Кстати, официальный приговор о казни Аввакума и его соузников до сих пор не обнаружен. А мотивацию приговора "..за великия на царский дом хулы" встречаем мы в записках графа Андрея Артамоновича Матвеева, который за два года до трагического события со своим отцом выехал из ссылки в Пустозерске.
Через сорок лет после казни в "Объявлении" Синода говорится: "Во царствие его же величества царя Федора Алексеевича по нарочной из Москвы посылку стремянного стрелецкого тогда полку капитана Ивана Софронова (?) сына Лешукова в Пустоозерский острог... по правила от святых отец, по царским и гражданским законам и по истинному его суду указом царским ... тот треклятой дьявольский сосуд Аввакум вместе со своими товарищами по общей судьбе в срубе сожжен и даже до ада низведен яко дым исчез".
На месте сожжения в золе нашли несгоревшее ребро (в некоторых рассказах, тело целиком), которое принадлежало тому, кто испугался казни. Это ребро, по рассказам местных жителей, до самого последнего времени хранилось "в малом ковчежце" в Георгиевской церкви в селе Куя и перенесено было сюда в XIX веке вместе с церковью из Пустозерска.
По сообщению Ф.Я. Ивановой, когда огонь погас, в пепле лежала невредимой только кисть руки протопопа Аввакума со сложенным двуперстным знамением: "Все сгорело, а крест не сгорел, потому что истинный". По рассказам других, поверх золы видны были три обгоревших, но не сгоревших руки со сложенными двуперстными крестами. А от них шли высоко в небо белые струйки дыма. По А.А. Маркову, струйки дыма уносили вверх обгорелые руки с двуперстным знамением, и выше всех поднялась рука Аввакума.
Еще одним преданием поделилась известная сказительница М. Голубкова: "Когда жгли Аввакума, то с ним было еще двое, эти сгорели и от них одни головешки остались, а от Аввакума ничего не осталось. Он белым облаком унесся в небо. На том месте, где нашли их, был поставлен крест. Корень-то сгнил, а верхушка его свалилась. За двести лет стоял. Так старушки сказывали".
В 1921 году устьцилемские старообрядцы предприняли попытку определить место сожжения Аввакума и с этой целью направили в Пустозерск двух наставников. Последние, расспросив местных жителей, поставили от церкви деревянный крест со врезанным в него медным литым крестом. Этот крест показывали Малышеву в 1934 году. Он ничем не отличался от стоящих рядом надмогильных крестов, разве только выглядел поновее их. Поставлен он был наугад, т.к. жители Пустозерска показывали несколько мест в черте городка и около него, где по преданию якобы совершилась казнь протопопа Аввакума и его единомышленников.
Согласно преданиям место сожжения обладает некоей сверхъественной силой. А.С. Марков рассказывал, что верной приметой места является красный песок. И А. Вокуев поделился, что в темноте на этом месте можно увидеть огоньки, а А.Ф. Кожевин и В.И. Кожевин говорили, что свечка на месте сожжения сама зажигалась, а земля тряслась.. И хотя никто не мог точно указать, где был сожжен Аввакум, про место его казни рассказывали самые фантастические вещи, окружая его таинственностью. Старушка Ф.Я. Иванова, водившая В.И. Малышева по Пустозерску, уверяла, что "место казни Аввакума открывается только особо верным".
День недели, в который состоялась казнь над протопопом Аввакумом, иноком Епифанием, попом Лазарем и дьяком Федором в рассказах пустозёров расходится. По одним данным произошло это в 12 часов пополудни в Великую пятницу на страстной неделе (Ф.Я. Иванова, П.М. Сумароков). По рассказам другим - в Светлое воскресенье, т.е. первый день Пасхи (А.С. Марков, Н.Е. Торопов). Указывая день, в который по христианскому обычаю не приводятся в исполнение никакие наказания, Н.Е. Торопов пояснил: "Начальники вишь сильно торопились домой, потому и казнили Аввакумов на Пасху, не стали ждать другого дня".
По легенде, рассказанной Н.Е. Тороповым, сожгли Аввакума на месте его темницы, которую перед казнью "сравняли" в самом остроге. Острог тогда стоял над самым озером, а оно было в то время узкое - "камнем перекинуть". По другим свидетельствам казнь состоялась на окраине города, за домом Шевелевых (Н.В. Кожевин), по другим за домом Семковых (Е.И. Шайтанова), еще по одной версии на лугу у Никольской речки (А.С. Лудникова, А.А. Кожевина), как уточняла Калерия Петровна Микушева произошло это между кладбищем и Никольской речкой.
В 1788 году по инициативе мезенского купца Петра Протопопова в Пустозерске на месте сожжения протопопа Аввакума с его товарищами был установлен крест. В 1934 году, во время посещения Пустозерска Владимиром Малышевым, крест этот стоял в притворе Преображенского храма.
По рассказам пустозерцев М.Д. Вокуева и М.А. Богданова, поклониться Аввакуму приезжали старообрядцы со всей Печоры. Они клали к "Аввакуму кресту" туески с клюквой, морошкой, деньги, хлебцы (шаньги), вешали на него расшитые крестами пелена, полотенца, кусали его в надежде спасти пораженные цингой зубы и десны.
"Помнили" в Пустозерске двести с лишним лет с момента события и День сожжения (14 апреля). По рассказам, местные жители тайно по ночам служили около креста молитвы. Хотя старообрядчество Печоры не признавало Аввакума святым, но молилось ему, прося о помощи, наравне с другими почитаемыми угодниками. Записаны Владимиром Малышевым местные молитвы, которые начинались такими словами: "Помяни, господи, праотцов наших сожженных - Аввакума, Петра (?), Киприяна (?) ...." и "Батюшка Аввакум, наставь меня, дуру, на ум". Самого Аввакума многие жители Пустозерска и селений низовой Печоры поминали не за упокой, а за здравие, так как "он-де живым был взят на небо " (Е.А. Кожевин).
Первое предание о жизни Аввакума в Пустозерске до казни гласило, что местные власти несколько раз приглашали его служить обедню в пустозерской церкви, но он отказался, заявляя: "На престоле Никон - собака нагадил (Ф.Я. Иванова). Согласно второму, Аввакуму во время пыток "нозри распороли до глаз" (А.С. Марков). Во втором предании о жини Аввакума рассказывают о том, что протопоп написал вольную книгу, в которой предсказал события за тысячу лет вперед, и что местные власти её у него отняли, но верные люди вовремя сумели её спасти, и она сейчас хранится где-то на Пижме (А.С. Марков, Н.Е. Торопов, А.И. Вокуев).
В Пустозерске и в селениях вокруг него (с. Куя, д. Устье и др.) имелись в 30-е годы деревянные резные предметы (иконы, кресты, ложки, солонки), которые связывались с именем Аввакума: одни как произведения его рук, другие как принадлежавшие ему. В ризнице Пустозерской церкви хранилась старинная оловянная чаша (дарница), принадлежавшая, по словам местного дьякона П.М. Андриянова, протопопу Аввакуму. "Аввакумовыми ложками кормили детей для здоровья". В действительности же все эти вещи были более позднего происхождения, не раньше XVIII века.