История комплектования и создания фонда Александра Алексеевича Борисова в Ненецком краеведческом музее

Художественные работы Александра Алексеевича Борисова украшают собрания многих музеев. Ненецкий краеведческий музей так же гордится наследием художника.


История комплектования фонда А. Борисова в нашем музее долгое время не была исследована. С момента начала работы над темой возникла главная трудность – практически полностью отсутствовали акты приёма экспонатов фонда Борисова, за исключением одного – на картину «Берег». Встал вопрос – откуда поступили предметы и в какое время?

Обратившись к архиву музея, была обнаружена обширная переписка между сотрудниками и племянником Александра Алексеевича – Борисовым Николаем Петровичем. Первым установил связь с ним краевед, научный сотрудник музея Тунгусов Александр Александрович. В переписке сохранилось письмо, датируемое 7.09.1969 г., от Николая Петровича. Оно было резко осуждающее: «…Жаль, что в музее Нарьян-Мара нет ничего из работ А.А.Б. Он был, если можно так сказать, - живописцем первооткрывателем Большеземельской тундры, Вайгача, Печоры, Новой Земли. И музею следовало бы иметь, и его произведения, и материалы о нём самом. А то, что в музее о нём ничего нет - это, извините за откровенность, пассивность музейных работников…».1

Да, вполне вероятно, что упрёк явился тем толчком, с которого началась работа по созданию фонда А.А. Борисова. Однако нельзя и упустить тот факт, что в это время в музее работало только два сотрудника: директор и научный работник, и выполняли они огромную работу. Поскольку музей имел статус окружного, то научно-исследовательская, экскурсионная и собирательская работа велась в масштабе всего округа (выездные экскурсии и научные командировки), а число посетителей в те годы составляло в среднем до 6 тысяч человек в год.

В ответном письме Борисову Н.П. научный сотрудник Бобрикова Людмила Федоровна2 пишет: «…Мы будем рады, если фонды нашего музея пополнятся очень интересными экспонатами – книгой «У самоедов», картинами художника, материалами о нём… Есть или нет личные вещи Борисова А.А., письма, дневники, фотографии – нас интересует всё… Надеемся, что Вы поможете нам в сборе материалов о художнике, который открыл людям дорогой для нас уголок земли…».3

Итак, начало сотрудничеству было положено, и вскоре Борисов Н.П. сообщил: «Был рад получить Ваше письмо. Действительно, мое письмо к Тунгусову было в какой-то мере и резковато и осуждающе. Это объясняется тем, что к этой теме я отношусь несколько ревниво – как это, думаю, объяснить какое-то притупленное внимание к А.Б. там, где, казалось бы, прежде всего его должны проявить наиболее ярко и заинтересованно, т.к. именно А.Б. впервые показал всему миру красоты полярной природы и в частности Большеземельскую тундру, быт ненцев и пр.! Я с удовольствием дарю Вашей библиотеке книгу «У самоедов», которая хотя и не в блестящем виде, но всё-таки приличная – найти лучше теперь уже невозможно, эту с трудом достал у букинистов…».4 Это письмо датируется 7.10.1969 г.

Книга Александра Алексеевича Борисова «У самоедов»5 явилась первым экспонатом фонда художника. Далее в письме Борисов Н.П. советует, к кому ещё обратиться за помощью в сборе материалов об его дяде (это Пушкинский Дом, Русский музей, Архангельский музей изобразительных искусств). И в завершении письма такие строки: «…Я рад, что мы установили контакт, будем его поддерживать…».6 По совету Николая Петровича Бобрикова Л.Ф. написала письма в музеи с просьбой откликнуться и помочь в сборе экспонатов. Уже в начале января 1970 г. из Русского музея пришли фотокопии графических рисунков А.Борисова с портретами самоедов Новой Земли.

Книга «У самоедов» стала не единственным подарком от Николая Петровича. До конца 1969 года от него по почте пришли еще ряд книг, каталогов выставок А.Борисова, альманах, газетные вырезки, открытки с репродукциями картин. Но еще один важный момент - он предложил приобрести у него картину: «…картина, которую я могу Вам продать называется «Берег». Написана в 1910 г., выставлялась на выставке картин А.Борисова в СПб в 1914 г. в доме князя Юсупова (Литейный 42) под № 31а (см. каталог выставок). Ее размеры 500 х 900…».7 Переписка о способах получения картины в фонды музея велась до мая 1970 г. Обговаривались все варианты, и, наконец, с большой помощью журналиста, краеведа Толкачева Виктора Федоровича картина была доставлена в Нарьян-Мар. В своем письме от 13.05.1970 г. Бобрикова Л.Ф. пишет: «…Толкачев В. картину привёз, довёз благополучно. Признательны Вам, что у нас появился ценнейший экспонат. Готовятся очерки о А.Б., будут опубликованы в окружной газете...».8 В июле 1970 г. в газете «Нярьяна вындер» Виктор Федорович опубликовал статью «Художник открывает Север» с использованием репродукций картин А.Борисова.

Николай Петрович продолжал помогать музею в пополнении фонда А.Борисова. Практически с каждым письмом от него приходили бандероли. А в письме от 28.05.1970 г. он написал: «… Сейчас получил письмо из Казани от Юлии Владимировны Дубяго. Она потомок того профессора Дубяго Д.И., по просьбе которого А.Б. в 1896 г. на Новой Земле писал картину «Полное затмение на Новой Земле» ...».9 Этой ценной информацией музей сразу воспользовался, и Людмила Федоровна написала в Казань. Ответ пришёл через несколько дней: «…У меня имеется небольшого размера картина «Затмение на Новой Земле» А.А.Борисова и очевидно этюд – вторая картина, вид северной природы. Эти картины достались моему покойному мужу А.Д. Дубяго от его отца Дмитрия Ивановича Дубяго, который был хорошо знаком с А.А.Борисовым, тот рисовал «Затмение на Новой Земле» по заказу Д.И. Дубяго… Слыхала от мужа, что Д.И. Дубяго очень дорожил картиной А.А. Борисова «Затмение на Новой Земле» … Вот и все, что могу Вам сообщить…».10

Переписка с Юлией Владимировной длилась до августа 1971 г. Она согласилась продать картину в музей. В ходе закупки возникали сложности, связанные с бухгалтерией, закупочной комиссией и составлением счёта. Но всё обошлось благополучно. Юлия Дубяго выслала картину «Затмение на Новой Земле» по почте и ещё копию со второй картины (нарисовал поэт Леонид Тыпчий) – в подарок. В данный момент этой копии в фондах нет и её судьба неизвестна.

Последнее письмо, адресованное Борисову Н.П., было отправлено Бобриковой Л.Ф. 22.05.1971 г. Дальше переписка прекращается.

Итогом комплектования фонда А.Борисова стала совместная выставка с Архангельским музеем изобразительных искусств «Жизнь и творчество художника А.Борисова». 20 декабря 1970 г. в выставочном зале окружного музея были представлены работы художника: «Священное место на Тюленьем носу», «В гостях у ненцев», «Кладбище на о.Вайгач», «Ночь в Большеземельской тундре» и многие другие. Всего 21 картина. Одна из которых – «Берег» - теперь уже принадлежала Ненецкому краеведческому музею.

Из годового отчёта музея за 1970 год: «… Большой успех имела выставка работ художника А.Борисова… По выставке проведена 21 экскурсия. Выставка работ Борисова в округе экспонировалась впервые. До этого большинство жителей совершенно не были знакомы с его творчеством. Ознакомившись с творчеством художника, преподаватель школы № 4 Чупрова Л.Г. сама подготовила беседу, а затем учащиеся писали сочинение по произведениям художника…».11 Так же 25 декабря вышла радиопередача по выставке Борисова на окружном радио.

С окончанием переписки между Николаем Петровичем Борисовым и Людмилой Федоровной Бобриковой прекращается и комплектование фонда художника Александра Алексеевича Борисова.

Сегодня персональный фонд А.Борисова включает свыше 30 единиц хранения:

- Фотокопии с фотографий из Пушкинского Дома: «Дом, в котором родился А.Борисов»12, «Дом-мастерская А.Борисова (два снимка: 1900-01 гг. и советского периода)»13, «Художник Шишкин с учениками (среди прочих А.Борисов), 1894 г.»14, «А.Борисов после экспедиции, 1897 г.»15, «А.Борисов в своей мастерской на Новой Земле»16, «Портреты Борисова 1905, 1908, 1917 гг.»17.

Из г. Ярославля музей получил копию фотографии дома художника на Новой Земле (1924 г.)18. А также фотокопии графических рисунков портретов самоедов и священнослужителя Новой Земли19 из собрания Русского музея.

Книжный фонд представлен рядом книг, каталогов и альбомов. Большая часть из них поступила в музей от Николая Петровича Борисова, почти все с дарственными надписями и датой дарения. Так, например, на книге А.А.Борисова «У самоедов» значится: «Научной библиотеке Ненецкого окружного краеведческого музея от племянника худ. А.Борисова 7 окт. 1969. Ленинград». В каталоге выставки А.А.Борисова 1914 г.20, кроме дарственной надписи, нанесены пометы: на стр.3, в биографическом очерке, уточнена дата рождения художника, на стр. 16 – подчеркнута картина под № 31-а «Берег» и надписано карандашом: «(в г. Нарьян-Маре)». Дарственные надписи и пометы от Борисова Н.П. так же имеют – ежемесячное иллюстрированное издание «Искусство и художественная промышленность»21; альбом А.Борисова «Крайний Север»22; книга И.В. Назимовой «Жизнь и творчество А.А.Борисова»23; книга И.С. Соколова-Микитова «Белые берега»24; альманах «Ветер странствий»25; каталог выставки «Куинджи и его ученики»26.

Фотокопию книги А.Борисова «В стане холода и смерти»27 в июле 1970 г. прислал Пушкинский Дом, а Архангельский областной музей изобразительных искусств – подарил два каталога работ А.Борисова.28

Из художественных произведений Ненецкий краеведческий музей обладает двумя работами А.Борисова: «Берег» 1910 г.29 и «Затмение на Новой Земле» 1896 г.30.

После приобретения картины «Берег» в марте 1970 г. она выставлялась только однажды. Из методической разработки Бобриковой Л.Ф. по выставке «Жизнь и творчество художника А.Борисова»: «… Картина «Берег» была написана Борисовым в 1910 году, т.е. прошло около десяти лет, как художник навсегда покинул Крайний Север. Об этом периоде его жизни почти не упоминается в книгах его биографов А. Музина и Н.Назимовой с одноименным названием «Александр Борисов». Остается предположить, что это произведение было написано в дни тоски и грусти по северу, когда художник вызвал в памяти виденное когда-то давно, передавая то настроение, преломленное через десятилетие.

Берег … узкой дымчатой линией тянется он вдали – край земли. Как мираж виднеются покрытые снегом сопки. Сливаясь с небом, они стирают границу горизонта, и невозможно отличить, где тают краски сизо-голубых вершин и что принадлежит небу…. Совсем другое впечатление производит угрожающе тяжелая, нависшая масса ледника, заполняя собой всю правую часть картины. Напоминая по форме огромного белого мамонта, со свисающими, как косматая шерсть, ледовыми торосами, которые украшают его, придавая экзотический вид…Отовсюду: неба, воды, льдов веет холодом. И только берег, где из-за темнеющей сопки льются слабые и робкие последние угасающие лучи – посланники солнца, притягивает взор, как последняя надежа на тепло и жизнь в этом холодном и безжизненном мире…».

На оборотной стороне картины «Берег» наклеен бланк с двумя сургучными печатями. На бланке надпись: «№ 91а Сим удостоверяю, что эта картина имеющая размер 89 ½ на 49 ½ сантиметров написана действительно мной Художник Александр Алексеевич Борисов 1914 года 17 марта». На сургучных печатях клейма: «Художник А.А.Борисов».

С мая 2006 по апрель 2007 гг. картина «Берег» находилась на реставрации в Архангельском филиале ВХНРЦ им.Грабаря у реставратора Жареновой О.Г.

Изучая каталоги выставок А.Борисова, нам не встретились упоминания о картине «Затмение на Новой Земле». Вероятно, картина ещё нигде не публиковалась, и не известна большому кругу ценителей художественных произведений.

Это пейзажная работа в серо-голубых тонах. На переднем плане морская шлюпка(?) на берегу залива Новой Земли. На заднем - ярко голубое небо, покрытое облаками, сливающееся со скалами. В левом нижнем углу имеется надпись: «А Б 96 IX 16».

Будет ли дальше комплектоваться фонд А.Борисова – большой вопрос. Возможно, материалы данной конференции принесут с собой немало новых открытий для нас, и завяжутся новые контакты, которые повлекут за собой взаимовыгодное сотрудничество.

Попова Светлана Борисовна,

главный хранитель фондов

ГБУК «Ненецкий краеведческий музей»

1 Ф 1. - Оп1. - Д.66. - Л.75

2 Бобрикова Людмила Федоровна – научный сотрудник Ненецкого окружного краеведческого музея с 1969 по 1975 гг.

3 Ф 1. - Оп1. - Д.66. - Л.65; 65 (об.)

4 Ф 1. - Оп1. - Д.66. - Л.68

5 Борисов А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. – СПб: Издание А.Ф.Девриена, 1907. -104 с., КП № 585 о.ф.

6 Ф 1. - Оп1. - Д.66. - Л.69 (об.)

7 Ф 1. - Оп1. - Д.66. - Л.11

8 Ф 1. - Оп1. - Д.74. - Л.65

9 Ф 1. - Оп1. - Д.74. - Л.77

10 Ф 1. - Оп1. - Д.74. - Л.127; 127 (об.)

11 Ф 1. - Оп1. - Д.79. - Л.10

12 КП № 1414/1 о.ф.

13 КП № 1402/1 о.ф., КП № 1403/1 о.ф.

14 КП № 1405/1 о.ф.

15 КП № 1404/1 о.ф.

16 КП № 1409/1 о.ф.

17 КП № 1413/1 о.ф., КП №1410/1 о.ф., КП № 1411/1 о.ф.

18 НВФ № 632/4 в.ф.

19 КП №1415/1-8 о.ф.

20 Выставка картин и этюдов полярных путешествий, Соловецкого монастыря и др. А.А.Борисова. – СПб, 1914. - Изд.2. -28 с.

21 Искусство и художественная промышленность/Ред. Н.П.Собко. - СПб: Печатня Р.Голике, 1899. - №6. - 512с.

22 Борисов А. Крайний Север. – М-Л: ИЗОГИЗ, 1931. -56 с.

23 Назимова И.В. Александр Алексеевич Борисов. Жизнь и творчество. – Архангельск: Архангельское книжное издательство, 1959. -57 с.

24 Соколов-Микитов И.С. Белые берега. – Архангельск: Северное краевое издательство, 1936. -229 с.

25 Черненко Е. Искушение льдами // Ветер странствий. – М: Изд. «Физкультура и спорт», 1968. – 87 с.

26 Куинджи и его ученики. Каталог выставки / Сост. З.В.Лукина. - Л: Издательство «Искусство», 1973. -80 с.

27 Борисов А.А. В стране холода и смерти. - СПб: Типография И.В.Леонтьева, 1909. -67с., КП № 1400 о.ф.

28 Муниин А. Александр Борисов (к 100-летию со дня рождения). Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1967. -136 с. и Архангельский областной музей изобразительных искусств. Александр Борисов. Каталог. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1968. -40 с.

29 КП № 612 о.ф.

30 КП № 647 о.ф.

Решаем вместе
У Вас есть вопросы к сотрудникам Музейного объединения НАО? Знаете, как улучшить работу нашего учреждения культуры?  Напишите — решим!