Маска шамана (сэвбабць)
Прослушать информацию
Этикетаж
НКМ КП ОФ-2508
№ ГК 16541918
Маска шамана
Место создания: Ненецкий АО, Большеземельская тундра
Дата создания: первая пол. XX в. (?)
Материал: сукно, кожа, медный сплав, металл
Техника: литьё, ручная работа, штамповка
Размеры: 44,0x27,5 см
№ ГК 16541918
Маска шамана
Место создания: Ненецкий АО, Большеземельская тундра
Дата создания: первая пол. XX в. (?)
Материал: сукно, кожа, медный сплав, металл
Техника: литьё, ручная работа, штамповка
Размеры: 44,0x27,5 см
Labeling
NKM KP OF-2508
GK No. 16541918
Shaman's mask
Place: the Nenets Autonomous District, the Bolshezemelskaya tundra
Date: the first half of the XX century (?)
Material: broadcloth, leather, copper alloy, metal
Technique: casting, handmade, stamping
Dimensions: 44.0x27.5 cm
GK No. 16541918
Shaman's mask
Place: the Nenets Autonomous District, the Bolshezemelskaya tundra
Date: the first half of the XX century (?)
Material: broadcloth, leather, copper alloy, metal
Technique: casting, handmade, stamping
Dimensions: 44.0x27.5 cm
Головной убор являлся важным атрибутом шаманского костюма.
Маски (сэвбабцьʼ) ненецких шаманов (тадибя) изготавливались из куска сукна четырёхугольной формы без прорези для глаз и рта. Вместо глаз, рта и носа пришивались пуговицы или бусины.
Маска выступала значимым предметом силы, она служила средством выражения внутреннего потенциала шамана, единения с духовной сущностью, а также в качестве маскировки, сокрытия личности тадибя в мире недружественных духов. Надевая маску, шаман соединялся с духами, на время утрачивая своё обычное состояние.
Каждый атрибут шаманского костюма, и маска в том числе, играл важную роль в управлении духами. Потерять головной убор, или даже железный кусочек с бубна, значит ослабить подчинение духов. После камлания тадибя обязательно проверял сохранность частей своего костюма.
Маски (сэвбабцьʼ) ненецких шаманов (тадибя) изготавливались из куска сукна четырёхугольной формы без прорези для глаз и рта. Вместо глаз, рта и носа пришивались пуговицы или бусины.
Маска выступала значимым предметом силы, она служила средством выражения внутреннего потенциала шамана, единения с духовной сущностью, а также в качестве маскировки, сокрытия личности тадибя в мире недружественных духов. Надевая маску, шаман соединялся с духами, на время утрачивая своё обычное состояние.
Каждый атрибут шаманского костюма, и маска в том числе, играл важную роль в управлении духами. Потерять головной убор, или даже железный кусочек с бубна, значит ослабить подчинение духов. После камлания тадибя обязательно проверял сохранность частей своего костюма.
Shaman’s mask (sevbabts’)
A headdress was an important part of the shamanic costume.
Masks (sevbabts’) of the Nenets shamans (tadibya) were made from a piece of rectangular-shaped cloth without a slit for eyes and mouth. Buttons or beads were sewn instead of eyes, mouth and nose.
The mask acted as a significant object of power, it served as a means of expressing the shaman's inner potential, unity with the spiritual essence and also as a disguise, hiding tadibya’s personality in the world of unfriendly spirits. Putting on a mask, a shaman united with the spirits, temporarily losing his usual state.
Each piece of the shamanic costume, including a mask, played an important role in controlling the spirits. Losing a headdress or even an iron pin from a shaman’s drum means weakening the spirits’ subordination. After a ritual, tadibya was sure to check the integrity of his costume’s parts.
Masks (sevbabts’) of the Nenets shamans (tadibya) were made from a piece of rectangular-shaped cloth without a slit for eyes and mouth. Buttons or beads were sewn instead of eyes, mouth and nose.
The mask acted as a significant object of power, it served as a means of expressing the shaman's inner potential, unity with the spiritual essence and also as a disguise, hiding tadibya’s personality in the world of unfriendly spirits. Putting on a mask, a shaman united with the spirits, temporarily losing his usual state.
Each piece of the shamanic costume, including a mask, played an important role in controlling the spirits. Losing a headdress or even an iron pin from a shaman’s drum means weakening the spirits’ subordination. After a ritual, tadibya was sure to check the integrity of his costume’s parts.